Картина Баранова

На днях фонды музея пополнились очень ценным для нас произведением искусства.
Ида Исаевна Середнякова, дочь одного из основателей и режиссера театра Краснознаменного Северного флота Исая Борисовича Шойхета (1913 – 1986), побывала на выставке, посвященной ее отцу. Выставка была открыта в историко-краеведческом музее Полярного в присутствии руководителей и актеров североморского театра. На открытии Ида Исаевна рассказала о своем отце, его творчестве и жизненном пути. В заключение она передала в дар музею картину с видом Полярного.

2530
Картина принадлежит кисти известного художника-североморца заслуженного работника культуры РСФСР Василия Григорьевича Баранова (1912 – 1978). В. Баранов родился в Смоленской области, на Север попал по воинскому призыву после окончания Ленинградского художественно-педагогического училища в 1937 г. Служить он начал матросом-художником драматического театра Северного флота в Полярном. Здесь он принимал участие в создании декораций, а также начал выставляться на выставках художников-североморцев.
С началом войны он был переведен в техническую лабораторию в г. Мурманск, маскировал военные корабли и зенитные батареи, а также работал над оформлением сатирической газеты «Таран» и листовок. Одновременно он делал массу зарисовок с натуры. Иногда они оставались карандашными набросками, но часто наполнялись цветом, вырастали в настоящие картины.
Так произошло и с подаренной музею картиной.
На ней изображено здание штаба ОВРа (охрана водного района) СФ, который располагался на маленьком полуостровке в центре северного берега Екатерининской гавани. В правом нижнем углу картина надписана: «В. Баранов 50 г.». Это значит, что картина была написана в 1950 г., но зарисовки к ней появился значительно раньше.
Об этом свидетельствует хранящееся в фондах нашего музея произведение графики того же автора за номером «ГИКМП ОФ 7182 ИИГ». В музей оно попало без названия и было наименовано сотрудниками музея как «Здание штаба ОВРа и надводный корабль у причала». Это рисунок гуашью на бумаге размерами 37 x 52,5 см. Сюжет рисунка практически совпадает с сюжетом картины. На ней четко видны полуостров со стоящим на нем розоватым двухэтажным зданием (штаб ОВР Главной базы СФ). Рядом стоит небольшой сарайчик – док для лодок. Левее, на пригорке, видно еще одно розовато-коричневое двухэтажное здание. От одного дома к другому ведет тропинка с мостиком, перекинутым на полуостровок. Отличие картины от рисунка здесь в том, что сам мостик обозначен не столь четко и на нем нет человеческих фигур. В левой части картины, под склоном пригорка видна часть причала с одноэтажным зданием. У причала стоят катера и малые корабли (на картине – четыре, при этом один находится не у причала, а у оконечности полуостровка; на рисунке – семь, один из них находится «под парами» как будто готов в любую минуту выйти в открытый океан). Несколько различается изображение неба. Если на картине ему отведено значительная часть полотна, и прорисованы перьевые облака, то на рисунке этого нет. Общий тон рисунка несколько светлее, но на обоих произведениях чувствуется розовый отблеск летнего полярного вечера, когда солнце не заходит круглые сутки. Картина, в отличие от рисунка, написана маслом на холсте и несколько больше по размеру: 44 x 57 см.
Создается ощущение, что рисунок был создан художником еще до начала войны, до 22 июня 1941 г. Слишком мирной кажется представленная взору картина. Фигуры людей, «населяющих» композицию тут и там, подчеркивают это. Вот на причале в левой части картины стоят рука об руку мужская и женская фигуры, а на оконечности полуостровка сидит человек. Что он делает там? Рыбачит, или просто наслаждается открывающимся видом, а может рисует?

ОФ 7182 ИИГ
Эти дома и полуостров, а также мостик к полуостровку В. Баранов отображал в своих произведениях неоднократно и с различных ракурсов. Видимо, чем-то не отпускало его это сочетание наполненного розоватым цветом воздуха, штилевых вод гавани и кажущегося покоя военных кораблей, в любую минуту готовых покинуть мирный причал и выйти в море.
После войны Василий Баранов оставался на Севере и продолжал вносить значительный вклад в развитие изобразительного искусства Кольского края.
Знакомство В. Баранова и И. Шойхета, несомненно, состоялось в предвоенные годы, когда Исай Борисович служил в театре Северного флота (1936 – 1940) в г. Полярном. Оно могло возобновиться в те годы, когда И. Шойхет вернулся в театр Северного флота (1949 – 1968).
Картина долгие годы украшала одну из стен квартиры Шойхетов в Ленинграде. Для членов семьи она оставалась памятью и о Севере, и о североморском театре. А для Иды Исаевны в этой картине был и еще один любопытный момент. По рассказам отца, именно в доме, изображенном на картине, она появилась на свет в 1937 г. Это вполне возможно, так как в Полярном в годы рождения Северного флота ощущался острый дефицит как жилых, так и различных других помещений, и в одном из изображенных зданий могла временно располагаться медсанчасть.
В музее хранится уже 21 произведение заслуженного художника РСФСР В.Г. Баранова. Среди них большинство составляют зарисовки и этюды, картин мало. Дар И.И. Середняковой стал одним из значительнейших произведений художника в коллекции нашего музея, а также памятью о заслуженном деятеле искусств и режиссере театра Северного флота И.Б. Шойхете.

гл. хранитель историко-краеведческого музея г. Полярного Вербин О.Г.
март 2016

Вас также может заинтересовать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *