Особый посетитель в городском историко-краеведческом музее города Полярного.

В соответствии с требованиями к учреждениям культуры, в каждом музее должны присутствовать инструкции и правила приема посетителей с ограниченными возможностями здоровья, каждый работник должен эти требования соблюдать, я хочу поделиться своим опытом десятилетней работы с «особыми» посетителями.

Для людей с особенностями здоровья музей — одно из главных мест для посещения. Доказано, что человек, у которого «исключен» один из способов коммуникации с миром, обязательно стремится его компенсировать. В музее можно не только рассматривать экспонаты, здесь маломобильный человек сможет увлечься рассказом экскурсовода, участвовать в квест играх и других просветительских мероприятиях, посетитель с ментальными нарушениями получит адаптированные игровые программы и мастер-классы, слабослышащий, слабовидящий и даже тотально глухой и слепой посетитель может получить полноценную экскурсию или интерактивное мероприятие. В крупных городах в специализированных службах есть все необходимые специалисты, готовые сопроводить любого желающего в учреждение культуры, но как быть «особенным» жителям небольших городов, для которых может быть музей — единственное место для отвлечения от ежедневных вызовов судьбы?  Изучая опыт работы коллег в десятках музеев северо-запада, у меня сложилась твердая уверенность, что даже один обученный человек сможет справиться с организацией приема посетителей с «особенностями» здоровья.   

 К сожалению, современном обществе стремительно увеличивается количество детей с расстройством аутистического спектра, при чем это отклонение в большинстве случаев выявляется довольно поздно. Знаменитое выражение «если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом» очень точно описывает ситуацию. Все ребята с РАС не похожи друг на друга, их поведение порой значительно отличается — от замкнутых и пугающихся каждого шороха до агрессивных и беспокойных. При работе с такими ребятами главное правило: сначала спокойно и тихо общаться с сопровождающим, в процессе постоянно наблюдая за посетителем. Резкие движения, громкая речь, неожиданный стук могут создать большие проблемы. Рассказ должен быть ярким, фразы короткими, обязательно нужно наблюдать за реакцией ребенка, если он спокоен и отвлечен — вы на правильном пути. Такие посетители могут создавать впечатление, что совсем вас не слушают, в то время как они впитывают каждое ваше слово. Слабослышащие и глухие посетители частые гости в музее, здесь главная трудность для музейного работника — коммуникация и донесение информации. Основным средством общения у глухих является РЖЯ (русский жестовый язык), естественно музейный работник, за редким исключением, не владеет таким языком, но можно выучить несколько фраз, показав которые вы несомненно расположите посетителя к себе. В мире глухих существует дактилология — ручная азбука, применяемая для общения глухих людей. Без постоянной практики освоить эту науку невозможно, но, если использовать заранее приготовленную распечатанную азбуку, можно решить любой вопрос, касающийся посещения вашего музея.  Особая группа — слабовидящие и тотально слепые посетители. Исследования показали, что если человек не слышит, то он воспринимает окружающий мир на девяносто процентов, в то время как слепой может это сделать лишь на десять процентов. В большинстве слепые люди с удовольствием посещают музей и здесь их реально принять в любом даже самом маленьком музейном пространстве. Главные правила: не трогать человека, направлять спокойным и уверенным голосом, предупреждать о неровностях и препятствиях.  Тифлокомментировать должен специалист, но мы в малом городе, здесь я поделюсь своим опытом. Музейный работник должен быть морально готов принять группу слабовидящих и тотально слепых посетителей, от его спокойствия и уверенности зависит какое впечатление останется у людей. Перед экскурсией или мероприятием необходимо проговорить описание тех предметов и объектов, которые нельзя потрогать, здесь обязательно хорошо знать геометрические фигуры и палитру красок. Процент тотально слепых с рождения достаточно мал, поэтому посетитель как правило владеет информацией о цветах и фигурах. Рассказ нужно вести ровным голосом, учитывая возрастные и когнитивные особенности посетителя. При проведении экскурсии по городу заранее продумать описание особо значимых мест. Очень важно иметь аудио сопровождение: музыку, отрывки из аудиоспектаклей, аудиокниг — всего, что связано с вашим городом и музеем. Если в театре категорически не рекомендуют выражать личные эмоции при тифлокомментировании, то в музее эмоции и личное отношение к истории необходимо! Главное правило при приеме посетителей с «особенностями» здоровья: не жалеть этих людей, общаться на равных, по своему опыту могу сказать: многие из людей с ограниченными возможностями здоровья подчас живут более интересную и полноценную жизнь, чем обычные люди.

Методист по научно-просветительской деятельности МБУК ГИКМ г. Полярного

К.В. Кабалюк

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности