80 ЛЕТ С ФЛОТОМ

Первый номер флотской газеты «Краснофлотец» увидел свет 18 июня 1937 г. в типографии главной базы Северного флота – селе Полярное  (ныне – город воинской славы Полярный). В связи с тем, что флот уходил на учения на северо-восток, редакция временно переехала в Архангельск – 17 номеров вышло в этом городе, – а затем возвратилась в Полярный.1

Первым редактором газеты стал Аркадий Маркович Арнольдов.5 Это был человек, задавший тон, настроивший коллектив флотской газеты на талантливую творческую волну.

«– Получив назначение редактором, я прибыл в Москву, в Главное политуправление РККА, –  вспоминает Аркадий Маркович. В отделе печати меня предупредили:

– У вас немалый опыт работы в трудных условиях, но здесь будет еще труднее. С азов придется начинать, на голом месте. Поезжайте, посмотрите.

Действительно, надо было начинать все сызнова. Правда, нам сразу же предоставили неплохое по тем временам помещение в двухэтажном деревянном доме на скале, вблизи бухты Полярного. Неподалеку находились здания штаба флота и политуправления, а с другой стороны – Дом Красной Армии и Флота – центр тогдашней культурной жизни. Из окон будущей редакции хорошо просматривался рейд, и можно было видеть движение судов – их уход в плавание и возвращение.

Что и говорить, удобно во всех отношениях. Но предстояло еще многое сделать, чтобы разместить здесь редакцию и типографию: переселить жильцов, перестроить и капитально отремонтировать 7 помещений, завезти с большой земли наборные и печатные машины, шрифты, бумагу, смонтировать оборудование. И все же главная трудность – в людях, в подборе кадров редакции и полиграфистов. А военкоры? Разве можно выпускать флотскую газету без солидной военкоровской базы? И тут тоже надо было начинать с первых шагов.

Газета нужна была немедленно. Появления печатного органа с нетерпением ждали все, от рядовых бойцов до руководителей флота.

Две недели спустя я снова был в Москве, теперь уже обогащенный знанием обстановки, с длиннющим списком самого нужного и необходимого.

Заместителем моим назначен Савенко, до этого редактировавший газету Академии связи. Савенко оказался человеком живым, энергичным, и мы быстро нашли общий язык, обстоятельно обсудили план действий.

Отправили в Полярный печатную машину, шрифты и многое другое. Захватили с собой и чемодан с клише – ТАССовскими и специально изготовленными на флотские темы. Злополучный чемодан стал в редакции притчей во языцах. Тяжелый, словно битком набитый камнями, он достался на долю Савенко, который и привез его из Москвы в Полярный.

Тем временем в частях и на кораблях флота начались непрерывные поиски газетчиков, способных, пишущих людей, и типографских работников. Мы с Савенко подолгу беседовали с каждым кандидатом. Не обошлось и без «боев» с командирами кораблей, которые, естественно, не хотели расставаться с хорошими моряками. Удачно “вписались” в коллектив радист Л. Кулавский, трюмный машинист со сторожевого корабля “Смерч” К. Пухлов.

Обязанности ответственного секретаря газеты выполнял ленинградский журналист А. Лебедев. Ему немало пришлось потрудиться над литературной отделкой материалов.

Дни и ночи проводили первые сотрудники газеты в редакции и типографии, спали по 2 – 3 часа в сутки, располагаясь на отдых тут же на диванах и столах. Работники типографии штаба не отставали от редакционных сотрудников.

18 июня 1937 г., через месяц после создания Северного флота на базе Северной военной флотилии, вышел в свет первый номер флотской газеты «Краснофлотец».

Обращаясь к читателям, мы писали:

«Сегодня выходит первый номер краснофлотской газеты Северного военного флота «Краснофлотец». Ее задача – помочь читателям-краснофлотцам в выполнении порученных им партией и правительством ответственных и почетных обязанностей по защите северных рубежей социалистической Родины…

…Редакция обращается ко всем бойцам, командирам и политработникам Северного военного флота с просьбой принять самое активное участие в работе газеты.

Не случайно и название газеты. Из всех 9 представленных вариантов (редакция проводила конкурс) именно это название – «Краснофлотец», – в наибольшей степени выражавшее направление деятельности новой газеты, получило всеобщее одобрение».2

Журналисты и военкоры держали руку на пульсе флотской жизни, рассказывали о боевой учебе военных моряков. Когда ледокольные суда «Таймыр» и «Мурман», подводная лодка «Д-3» под командованием В. Котельникова отправились в Гренландское море снимать со льдины папанинцев, в походе принял участие специальный корреспондент Л. Кулавский. Его сообщения с борта «Мурмана» передавались по радио и регулярно печатались в газете. Эти и многие другие материалы о мужестве, стойкости и героизме воспитывали моряков в духе патриотизма, беззаветного служения Родине.3

923-й номер «Краснофлотца» открыл летопись героической обороны Заполярья. С началом Великой Отечественной войны сотрудники редакции перешли на казарменное положение. Редакторы Д. Коган, А. Плеско, А. Дивавин, последовательно сменившие один другого на этом ответственном посту, сплотили вокруг себя и воспитали блестящую плеяду фронтовых корреспондентов и полиграфистов –  боевой сплоченный коллектив.

Флотские журналисты ходили в морские походы, поднимались в небо на боевых самолетах, участвовали в рейдах разведчиков и морских десантах, бывали в окопах переднего края. В те трудные годы газета успешно находила верный путь к душам, мыслям и чаяниям североморцев, несла веское слово суровой правды, вдохновляла воинов на новые подвиги в борьбе с фашистской Германией. Самая тесная, живая, повседневная связь с матросами и офицерами флота стала непреложным законом работы редакции. Ежедневно на страницах газеты читатели встречали фамилии журналистов, которые были им хорошо знакомы: А. Петров, И. Сахновский, А. Ананьин, А. Брагин, А. Коломейцев, П. Григорьев, Е. Саблин, И. Свистунов. Во время работы в Заполярье по заданию центральных газет публиковались во флотской газете известные журналисты, литераторы В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, Н. Панов, Ю. Герман, Савва Морозов, Н. Флёров, А. Марьямов, М. Зингер. На боевом посту ушел из жизни воспитанник “Краснофлотца” Н. Бахрушин, отдали жизнь за Родину Я. Родионов, Б. Яглинг …3 Среди авторов очерков встречаются имена прославленных подводников Н. Лунина, В. Старикова, И. Фисановича.

Флеров 16.05.1942Поэт Николай Флёров, сотрудничавший с “Краснофлотцем”, считает дни работы в редакции самыми памятными для себя. Это по его предложению во флотской газете еженедельно проводились редакционные “среды”. Военные корреспонденты встречались с участниками боевых походов, с писателями, композиторами, художниками. Флеров вел в «Краснофлотце» отдел юмора и сатиры, писал фельетоны в стихах с подписью «Боцман Захар Авралов». 1 января и 24 февраля 1943 г. его усилиями были опубликованы две страницы юмора под заглавием: «Новогодний концерт. Главный распорядитель и конферансье – Захар Авралов» и «Цирковая программа Захара Авралова». Популярностью среди солдат и офицеров пользовались стихи Н. Флерова из цикла «Североморская лирика».

На гвардейской подводной лодке К-22 выходил в море Алексей Петров. Он помогал политработнику Герасимову составлять историю корабля, выпускать стенную газету.

Не раз ходил на подводных лодках журналист Б. Яглинг. Обычно для экипажа он выпускал стенную газету и вывешивал ее в отсеке вместе с юмористическим приложением – «Приключения «Щукаря»». В одном из походов под командованием Н. Лунина морякам удалось потопить вражеский транспорт (это событие совпало с днем рождения журналиста) и спасти от гибели потерявшую ход подлодку «Щ-402».

В рассказах Александра Марьямова действуют сильные духом герои: смело отражает атаку морская пехота (рассказ «Знай матроса!»), сбивает два «Мессершмитта» во время воздушного налета экипаж бота «Максун» (рассказ «Пятеро в кубрике»). Таким же смелым был и сам журналист «Краснофлотца», которому довелось ходить на буксирах и мотоботах, видеть своими глазами поднимающуюся в атаку морскую пехоту. Осенью 1944 года на торпедном катере старшего лейтенанта Киреева он прорвался в гавань Линахамари.

Другой журналист североморской газеты, Павел Григорьев, заменив стрелка-радиста, летал на гидросамолете МБР-2 бомбить передний край противника. В газетных публикациях он рассказывал о боевых делах 2-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка.

Н. ПановЧасто выходил в море Николай Панов. За время только одного перехода гвардейского эсминца «Гремящий» он прошел более тысячи миль. Панов писал стихи, поэмы, очерки и рассказы о боевых делах разведчиков морской пехоты, снайперов, летчиков-истребителей («Капитан Коваленко», «Краснофлотец» № 121 от 01.05.1942г.).

Первый день войны застал в Заполярье поэта Александра Ойслендера. Он стал сочинять стихи, лозунги, подписи к плакатам «Окна «Полярной правды». Поэт рассказывал о людях разных воинских профессий («Военврач», «Сигнальщик Пуфкоев», «Штурман») и разных родов войск («Морская пехота», «Конвой»).Ойслендер

На Северном флоте встретил войну Дмитрий Ковалев. Вначале стрелок морской пехоты, подводник, он стал работником флотской газеты. Памяти красноармейца Михайлова было посвящено стихотворение «Перед наступлением», подводнику М. Гаджиеву – стихотворение «Возвращение на базу».

В конце октября 1941 года на Север приехал Александр Жаров. Вспоминая о семи месяцах, проведенных в военном Заполярье, Жаров скромно говорил, что «всем хватало работы». «Чем занимаются там писатели? Они занимаются тем, что требует от них флот. Я никогда такого творческого подъема за двадцать лет моей деятельности не ощущал. Все время была жажда творческая, стыдно было не писать. Хотелось создать крупные образы достойнейших людей, которые творят чудеснейшие подвиги. Задача была в том, чтобы сочетать работу большую с оперативной маленькой работой. Нужно было дать и стихотворную подпись в газете, в многотиражке, выступить в действующих частях и принять некоторое участие в боевых операциях, что я считаю просто обязательным. Многое на войне нельзя понять, если сам не будешь участником, а только созерцателем».

В анкете, заполненной 7 сентября 1944 года, на вопрос об участии в боевых действиях  А. Жаров писал: «Летал на бомбежку вражеского объекта в Северной Финляндии (1941) и с отрядом морских разведчиков высаживался с боем в тылу противника (1942)».

Газета «Краснофлотец» охотно печатала произведения начинающих литераторов, а в номере от 23 декабря 1943 г. объявила литературный конкурс на лучший рассказ и стихотворение. Спустя три месяца жюри подвело итоги конкурса. В жанре прозы вторую премию получил М. Столяренко за рассказ «Мать моряка», третью – И. Кувшинов за рассказ «Маленький случай». Первую премию в жанре поэзии получил Н. Букин за стихотворение «На Муста-Тунтури». Николай Панов вспоминал, как однажды, разбирая почту, обнаружил конверт-треугольник, пришедший из подразделения морской пехоты с полуострова Рыбачий. В конверте оказался текст ставшей позднее популярной песни Н. Букина «Прощайте, скалистые горы».

В течение 1941-1942 годов вышло шесть сборников «Слава бесстрашным», отпечатанных в типографии газеты «Краснофлотец».

Вениамина Каверина начало войны застало в момент работы над вторым томом романа «Два капитана». Писатель обратился к редактору «Известий» с просьбой отправить его на Северный флот. «По книгам, по рассказам, по личным впечатлениям я знал, что представляла собой в мирное время жизнь тех, кто, не жалея сил, самоотверженно трудился над превращением Крайнего Севера в веселый, гостеприимный край – открывал его неисчислимые богатства за Полярным кругом, строил города, пристани, шахты, заводы, – объяснял писатель свой поступок. – Теперь, во время войны, я увидел, как вся эта энергия была брошена на защиту родных мест, как первые завоеватели Севера стали защитниками своих завоеваний». В очерке «История «малютки»» (1943, 13 июня) В. Каверин рассказал о судьбе экипажа подводной лодки под командованием Героя Советского Союза И. Фисановича. Еще раз писатель вспомнил о прославленном подводнике в очерке «Встречи» («Краснофлотец», 1945, № 16).

Писатель-маринист Юрий Герман в годы войны постоянно жил и работал в Архангельске, но заботы военного Заполярья были ему тоже близки. Журналист Ю. Коновалов, которому довелось познакомиться с Ю. Германом в сентябре 1941 года, вспоминал, что писатель, будучи корреспондентом ТАСС, добровольно работал в газете «Краснофлотец», дружил со многими военными моряками.

Солдатскими тропами вместе с другими прошел и Константин Симонов. Его проза и стихи, родившиеся на мурманском направлении, стали одной из прекрасных страниц художественной летописи военного Заполярья. В октябре сорок первого на полуострове Рыбачий от тридцати участников разведывательного рейда К. Симонов записал около восьмидесяти страниц воспоминаний, которые послужили материалом для очерка «По дороге на Петсамо». Встречи в штабе отряда торпедных катеров со старшим лейтенантом Молем и его товарищами дали материал для очерка «Дерзание», а дружба с летчиками базировавшейся недалеко от Мурманска эскадрильи морской авиации помогла написать очерк «Истребитель истребителей».4

На всем протяжении боевых действий в Заполярье в годы Великой Отечественной войны вокруг газеты «Краснофлотец» собирались профессиональные и самодеятельные литераторы, писавшие о подвигах Северного флота.

В 1946 г. газета была переведена из Полярного в поселок Ваенга (ныне Североморск). В следующем году она начала выходить под названием «На страже Заполярья». В послевоенный период журналисты «На страже Заполярья» принимали участие в дальних морских походах, официальных дружественных визитах кораблей СФ в порты иностранных государств, работали в зонах вооружённых конфликтов в условиях ведения боевых действий с участием подразделений флота. За свою деятельность в 1968 г. газету наградили орденом Красной Звезды.3 1 января 2013 года газета Северного флота «На страже Заполярья» переформирована в структурное подразделение центрального органа Министерства обороны России газеты «Красная звезда».

Электронные копии выпусков газеты «Краснофлотец» за 1941-1945 годы представлены  на сайте Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки в коллекции «Сохраняя память о войне»: http://kolanord.ru/index.php/sokhranyaya-pamyat-o-vojne

Листая пожелтевшие страницы, мы словно переворачиваем страницы истории Северного флота. В июне 2017 года она отметит своё 80-летие – 80 лет с флотом, в  одном строю!

Материал подготовила

младший научный сотрудник МБУК ГИКМ

В.П. Доценко

 

Использованная литература:
1http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%22%D0%9D%D0%90_%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95_%D0%97%D0%90%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%AF%D0%A0%D0%AC%D0%AF%22
“На страже Заполярья” // Электронный ресурс «Лексикон КС»

2Арнольдов А. Начало пути: как это было // На страже Заполярья. – 2002. – 18 июня

3http://function.mil.ru/for_media/contacts/more.htm?id=8754@morfOrgInfo&blk=10359765
Мальцев В.П. «На страже Заполярья» // Сайт Министерства обороны РФ.

4http://sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear-3/05-06/literaturovedenie/literaturnoe-zapoljar-e-voennyh-let/
Дюжев Ю. Литературное Заполярье военных лет. // “Север” № 05-06, стр. 13-26

5 http://ke.culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=92619
Арнольдов (Вайсман) Аркадий Маркович // Электронный ресурс «Кольская энциклопедия»