Недавно в городе Полярном побывала старожил нашего города Варюхичева Валентина Владимировна. Сотрудники музея сделали видеозапись ее воспоминаний. Особенно интересными были воспоминания Валентины Владимировны о знаменитом педагоге-новаторе Михаиле Андреевиче Погодине. Вот что она рассказала.
Валентина Владимировна приехала с мужем в г. Полярный в 1952 году. Единственной школой на то время была школа-семилетка №1, в которую она и пошла устраиваться на работу. Небольшой кабинет, метров 10-11. Сидит за столом мужчина, видный, красивый, с прекрасной шевелюрой на голове: рыже-каштановые волнистые волосы. «Я разволновалась, − вспоминает Валентина Владимировна. − Какая прелесть! Какие лица есть, на которые можно всегда неотрывно смотреть!».
Валентина Владимировна была учителем русского языка, а Михаил Андреевич сам преподавал этот предмет и спросил у нее: «Ну что ж, учитель русского языка и литературы, как же ты напишешь слово: «штукатур» или «щекатур»? Валентина Владимировна ответила: «Напишу я «штукатур», но слышала, что «щекатур» в основном говорят». − «А вот я тоже раньше думал, что «щекатур», а теперь знаю, что «штукатур». Думаю, что Погодин решил снять напряжение Валентины Владимировны, заметив, что она волнуется и отвечает неуверенно.
Михаил Андреевич предупредил, что места учителя у него нет, кадры сформированы. Учебный год начался, поэтому может предложить место заведующей пионерским клубом при школе. Валентина Владимировна согласилась, а через полгода ей выкроили 7 часов в неделю в 7-м классе и назначили старшей пионервожатой.
Когда молодой учитель начал работать, Погодин пришел к ней на урок. Валентина Владимировна очень переживала, ведь у нее фактически не было педагогического опыта. Но Погодин ни одного замечания не сделал, хотя ошибки, конечно, были. И на педсовете сказал о молодом педагоге только хорошее. «Вы знаете, какая я бежала счастливая, окрыленная, домой! И я решила: ни ногой отсюда! И так я проработала 25 лет в одной школе»» — поделилась Валентина Владимировна.
Погодин возглавлял методическое объединение учителей русского языка и литературы, в объединении было 11 учителей. Михаил Андреевич писал методические заметки и очень корректно, тактично помогал совершенствовать методику преподавания предмета. Учителя принимали на вооружение все его советы и подсказки.
Валентина Владимировна вспоминает: «Когда начинался учебный день, на первом этаже у центральной лестницы входящих встречал Погодин. Он стоит в позе Маяковского: ноги расставлены, сам высокий, массивный, огромный, приветливый. И вокруг него, как муравьишки, суетятся и ученики, и учителя».
Встречал он учителей и учащихся обычно каждое утро. Он жил при школе, в ее левом крыле здания занимал две комнаты вместе с женой и двумя дочками Светой и Олей. А в подвале была душевая.
Михаил Андреевич создал «Малую школьную энциклопедию». Это был стенд, обновляющийся каждую неделю. Погодин организовал группу ребят, которые находили на каждую букву алфавита краткое образное изречение. Оно редактировалось и вывешивалось на этот стенд. В основном это были фразы по правилам хорошего тона. Например, изречение на букву «Б»: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Но не грызть ногтей при этом, слюной не прыскать на друзей!» Таким же образом говорилось о внешнем виде, об одежде, о чистке зубов.
Валентина Владимировна вспоминает: «И когда дети читали, отдача была! Им не хотелось показывать себя невоспитанными и грубыми перед директором. А дети слушались своего директора, не боялись, очень уважали».
Запомнилась и внеклассная работа с Погодиным. Он организовывал встречу военных моряков, вернувшихся из похода. Старшая пионервожатая готовила приветствие, директор всегда что-нибудь дополнял. Валентина Владимировна с учителями начальных классов и с учениками ходила с этими приветствиями и поздравлениями на корабли к шефам. Очень памятны были эти моменты. И шефы приходили к ним в класс. У каждого класса был какой-то подшефный морячок, он приходил, проводил работу с детьми.
За школой была хорошая теплица, в ней выращивали много зелени, огурцы, помидоры. Подсобное хозяйство было в Белокаменке, там выращивали капусту. Весь урожай шел на школьную кухню.
Еще при Погодине каждую субботу проводились школьные вечера. За их проведение отвечал один какой-нибудь класс. Вечера были тематическими: посвящались или поэту, или писателю, или отдельной теме, например, в старших классах на тему любви готовились выступления, инсценировки, песни. В актовом зале (здесь был пионерский клуб) ребята из старших классов показывали диафильмы. Когда заканчивались инсценировки, начинались танцы. В школе был свой оркестр из старшеклассников.
Благодаря Михаилу Андреевичу, и ученики, и учителя получили хорошую подготовку и закалку. После него директорами и завучами школы становились педагоги из его учительского коллектива. Когда стало известно, что Погодин стал директором института усовершенствования учителей и переезжает в Мурманск, учителя испытывали противоречивые чувства − было радостно за него и грустно расставаться с ним.
Подготовили:
главный хранитель МБУК ГИКМ Вербин О. Г.,
старший хранитель Никитина М. А.