Подвиг сторожевого корабля «Туман»

«Туман» появился на свет в 1931 году, в городе Данциге, на гражданской верфи — как мирный рыболовецкий траулер РТ-10 «Лебедка». Тактико-технические характеристики его – стандартные для своего класса – выглядят, по меньшей мере, скромно для будущего героя: водоизмещение 1218 тонн, максимальная длина 55 м, ширина 9,06 м., мощность двигателя 700 л.с., ход 9 узлов, дальность плавания 4500 миль…

Сторожевой корабль проекта 50, СКР Туман

Сторожевой корабль проекта 50, СКР Туман

Рыбу ловить, конечно, хватит, чем будущий сторожевик и занимался все 10 предвоенных лет в Баренцевом море и Северной Атлантике.

Мобилизован траулер РТ-10 был в первый день войны – приказ на переоборудование в сторожевик на него датирован 23 июня 1941 года. При боевой модернизации на корабле демонтировали траловые краны, на полубаке и на кормовой надстройке установили по 45-миллиметровому орудию, на крыльях мостика закрепили на турелях два надежных, хотя и далеко не новых, пулемета типа «Максим». Получил «Туман» дымовой генератор и комплект глубинных бомб для уничтожения подводных лодок. На все эти переоборудования ушло всего трое суток авральной работы портовых мастерских. Уже 26 июня 1941 года «Туман» поднял Военно-морской флаг СССР.

29-го августа корабль шел из Мурманска в Полярный. Шел, прижимаясь к береговой линии, стараясь не обнаруживать себя, но из-за сопок неожиданно появился немецкий бомбардировщик «юнкерс Ю-88» и кинулся в атаку. Двумя пулеметами невозможно создать плотную огневую завесу, но факт остается фактом – в небо ударили две огненные струи с мостика одинокого сторожевика, и стервятник, натужно взвыв моторами, резко пошел набирать высоту, отказавшись от попытки уничтожить «Туман»…

В начале июля 1941 года немецко-фашистские войска предприняли попытку штурмовать главный незамерзающий советский порт Мурманск и главную базу Северного флота – город Полярный. С этой целью немецкие войска форсировали реку Западная Лица и начали наступать в сторону Кольского залива. Части 52-й стрелковой дивизии, недавно занявшие рубеж обороны в этом районе, немедленно перешли в контрнаступление, чтобы отбросить противника обратно за реку. Для поддержки сухопутных войск командование Северного флота сформировало отряд из сторожевых кораблей «Гроза», № 54 и «Туман», а также двух тральщиков, трех сторожевых катеров — морских охотников – и нескольких мотоботов.

Фото. «Туман» в камуфляже и с минным тралом на носу

«Туман» в камуфляже и с минным тралом на носу

Утром 6 июля 1941 года наши корабли под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадили на берег десант морской пехоты и поддерживали его артиллерийским огнем. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов обратно на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями.

Во время этой операции самоотверженно действовал экипаж «Тумана». В момент высадки десанта боцман корабля Александр Саблин и матрос Филипп Марченко встали в ледяную воду и, положив на плечи тяжелые сходни, дали возможность остальным прыгать прямо на берег. Когда был тяжело ранен Марченко, его немедленно сменил старшина второй статьи Иван Волок. Артиллеристы «Тумана», осыпаемые градом осколков от рвавшихся бомб, вели ожесточенный огонь по береговым целям.

5 августа «Туман» начал самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин — мыс Сеть-Наволок. В вахтенном журнале стали появляться записи то об обнаружении подводной лодки противника и ее бомбардировке глубинными бомбами, то об обстреле пролетевших над кораблем немецких самолетов. На пятые сутки, 10 августа, в 3 часа утра над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик, а в 4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Они двигались плотным строем навстречу сторожевику.

Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).

Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вызвали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты, многие ранены. Погибли командир «Тумана» Л. Шестаков и комиссар корабля П. Стрельник. Артиллеристы продолжали отстреливаться из единственного сохранившегося носового орудия.

Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко в своих воспоминаниях «Вместе с флотом» (1960 г.) пишет: «Личный состав «Тумана» держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести. Когда на «Тумане» осколком снаряда перебило флагшток, раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и высоко поднял его над головой. Тотчас разорвался очередной снаряд, и рука Семенова бессильно опустила флаг: осколок перебил кисть рулевому. Мгновенно на помощь Семенову метнулся радист Константин Блинов. Высвободив полотнище из судорожно сжатых пальцев раненого вторично товарища, он тут же развернул флаг над собой, символизируя этим героическую решимость всего экипажа сражаться с врагом до последней возможности». Этот фрагмент боя запечатлен на многих картинах.

П.П. Павлинов Бой сторожевого корабля Туман с эсминцами противника

П.П. Павлинов. Бой сторожевого корабля Туман с эсминцами противника

 

Пожаром были уничтожены все секретные карты, лейтенант М.М.Букин спас секретные документы штурманской службы, а краснофлотец А.И.Янин — машинные журналы. Раненный в обе руки военфельдшер И.Т. Петруша продолжал оказывать первую помощь: останавливал кровотечение, фиксировал переломы, руководил работой боевых санитаров. С помощью краснофлотца А.П. Шарова он снял с тонущего корабля последнего из раненых — старшину 2-й статьи И.Ф. Бардана.

После гибели командира «Тумана» командование кораблем принял старший помощник лейтенант Л. Рыбаков. Он руководил операциями по спасению корабля и команды. Последним, тридцать седьмым по счету, он и покинул «Туман». В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем.

СКР «Туман» погиб, не спустив советского Военно-морского флага. Из 52 членов экипажа 18 человек, включая командира, погибли в бою. Остальных моряков спасли подоспевшие на выручку корабли Северного флота.

Оставшихся в живых членов экипажа СКР «Туман» разместили на береговой базе ОВРа — в Кувшинской Салме, а раненых — в госпиталях Полярного, Мурманска и губы Грязная. Вечером 10 августа 1941 года находившуюся на береговой базе часть экипажа «Тумана» посетили высшее политическое руководство флота, которые от имени командования поблагодарили весь личный состав сторожевого корабля за мужество и отвагу, проявленные во время боя и вручили личному составу корабля подарки от рабочих Мурманска.

Память

28 апреля 1965 г. командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов подписал приказ № 103, в котором место гибели «Тумана» объявил координатами боевой славы… При прохождении этого места все корабли приспускают флаг и дают протяжный гудок, отдавая почести мужеству моряков-североморцев.

Когда погибает корабль, вместе с ним уходит в морскую пучину его имя. И только некоторым дается честь «воскреснуть» спустя многие годы в новом корабле. Сторожевой корабль СКР-52, спущенный на воду 15 апреля 1955г., вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел  в состав Краснознаменного Северного флота, 8 августа 1961г. переименован в  «Туман». 10 августа 1961 года, спустя 20 пет после славного боя, новый СКР «Туман» пришел на место, где лежит в морской глубине его предшественник, чтобы салютовать тому вечную славу.

imageВ настоящее время одна из улиц города воинской славы Полярного носит имя «Героев «Тумана»».

В память о беспримерном подвиге защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны в Мурманске был установлен «Памятник воинам – защитникам Заполярья», жители города ласково называют его «Алеша». В день открытия памятника в специальных нишах у его подножия была захоронена урна с останками Неизвестного солдата и две капсулы. В одной — политая кровью земля из Долины Славы. В другой — морская вода с места героической гибели корабля «Туман».

В 2010 году в честь присвоения г. Полярному звания «Город воинской славы» на площади Победы была установлена гранитная стела, окруженная  четырьмя скульптурными барельефами, с изображением событий, в связи с которыми городу присвоено это почетное звание. Одно из изображений посвящено подвигу сторожевого корабля «Туман»

Выдержки из официальных изданий

В официальном издании Главного штаба Военно-морского флота (Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая, 1966) опубликованы следующие сведения:

«В ночь на 10.08.41 три эсминца, вышедшие из Киркинеса для поиска советских конвоев, атаковали сторожевой корабль «Туман», находившийся в дозоре. В результате боя, несмотря на героизм личного состава и поддержку береговой артиллерии с мыса Сеть-Наволок, «Туман» был потоплен».

В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» (Вып. 1) об этом эпизоде рассказывается так:
«10 августа. СКР «Туман», находясь на линии дозора мыс Сеть-Наволок — Кильдин-норд, в 3 часа 1 минуту дал сигнал «воздух», так как был обнаружен бомбардировщик противника курсом 90 градусов на высоте 100 метров.
В 4 часа 25 минут СКР «Туман», следуя зигзагами на генеральном курсе 213 градусов, обнаружил 3 ЭМ противника («Рихард Байт-цен», «Ханс Лоди» и «Фридрих Экольд». — В. Д.) в расстоянии 50—55 каб., на курсовом угле 90 градусов правого борта, следовавших курсом 180 градусов прямо на СКР «Туман». Последний отвернул влево, увеличив ход, с расчетом отойти под прикрытие своих береговых батарей. На СКР была сыграна боевая тревога и в 4 часа 35 минут дано донесение в адрес РТС Полярное на волне дозорных кораблей; по флоту не было сделано донесение.
Эсминцы противника шли строем уступа; сближение их с СКР первоначально было медленным, но с отходом СКР «Туман» к берегу, они увеличили ход, стремясь сблизиться на малую дистанцию. В 4 часа 30 минут с дистанции 25 каб. эсминцы открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп был перелетным; им были перебиты антенны, СКР «Туман» описал координат вправо и поставил дымовую завесу из 10 МДШ для прикрытия своего отхода. Тем не менее, второй залп попал в корпус СКР, третий — в корму СКР, перебил штуртрос и вызвал пожар. Со второго залпа противник перешел на поражение. Последующими залпами была снесена дымовая труба, имелись попадания в мостик, рулевую рубку и полубак. СКР потерял управление, его ход стал постепенно уменьшаться. Личный состав вел борьбу за живучесть корабля.
В 5 часов 6 минут два МБР-2 поднялись с аэродрома Грязное для наблюдения за эсминцами противника. В 5 часов 8 минут батарея № 11 (четыре 180-мм орудия) на мысу Сеть-Наволок с дистанции 115—160 каб. открыла огонь по кораблям противника.
К 5 часам 15 минутам СКР «Туман» получил 11 прямых попаданий из 10 шестиорудийных залпов, выпущенных эсминцами, и имел крен в 15 градусов на правый борт. Был убит химик, управляющий постановкой дымзавесы.
Между 5 часами 16 минутами и 5 часами 20 минутами эсминцы под артиллерийским огнем батареи № 7, которая вела по ним огонь с дистанции 108—120 кабельтовых, начали отход на норд-ост и закрылись дымовой завесой.
В 5 часов 30 минут с СКР «Туман» были спущены шлюпки и на них посажен личный состав; СКР начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул по пеленгу 334 градуса на дистанции 150 кабельтов от поста Кильдин-вест. Из 52 человек экипажа спаслись на двух шлюпках 37 человек».

Материал подготовлен
заведующей научно-просветительским отделом
А.В. Иваненко

В публикации использованы материалы сайтов:

https://polkrf.ru/news/620/morskaya_slava_rossii_voorujennyiy_trauler_tuman

http://flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=9395

http://rumarine.ru/books/5/Vitaliy-Dotsenko_Mify-i-legendy-Rossiyskogo-flota/20

https://www.ok.ru/myvseotrya/topic/66827966933929