Воспоминания Андрея Андреевича Боброва

Историко-краеведческому Музею г. Полярного

Уважаемые коллеги!

Осенью 1974 года, накануне 30-летия освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, над Кольским заливом был воздвигнут величественный монумент — памятник нашему мурманскому Алёше. А в драматическом театре Краснознамённого Северного флота главным режиссёром Абрамом Львовичем Мадиевским был поставлен спектакль «Разведчики», посвящённый легендарному 181-му особому разведывательному отряду при штабе Северного флота под командованием дважды Героя Советского Союза Виктора Николаевича  Леонова.

В канву спектакля очень точно и уместно вошли музыка и песни композитора-североморца капитана III-го ранга Георгия Каликина и стихи поэта-североморца капитана I-го ранга Марка Рейтмана.

Действие пьесы происходило в октябре 1944 года непосредственно на фронте и в тылу врага. Разведгруппа под командованием капитана Леонова получила задание – любой ценой добыть «языка», карты и документы укрепрайона опорного пункта мыса Крестовый, где фашистами была создана артиллерийская база, закрывавшая путь в бухту Лиинахамари, для наступательных действий катерников под командованием дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина.

В неимоверно сложных и опасных боевых условиях разведчики ценой своих жизней выполнили задание командования.

Музыкальные заставки к спектаклю «Разведчики» помогали режиссёру и заслуженным артистам РФ Сергею Аханову, Константину Липатову, Игорю Москалевскому, Алексею Найчуку, Сергею Садикову, Владимиру Хомичу, Александру Агафонову, а также молодым актёрам Виктору Васильеву (ныне народный артист России), Владимиру Вагайцеву, Анатолию Жданову, Юрию Каменеву, Андрею Боброву и др. — создавать на сцене напряжённую боевую обстановку, драматическую ситуацию, раскрывать исторические образы героев-североморцев — защитников Заполярья. Патриотические, полные патетики и лиризма песни композитора на стихи из поэмы Марка Рейтмана «Наш Северный» отражали героизм не только самих разведчиков, но и всех бойцов, моряков и командиров Карельского фронта и Северного флота, остановивших ненавистного врага на дальних подступах к Мурманску и одержавших сокрушительную победу в ходе освободительной Петсамо-Киркенесской операции.

Мужеству, силе духа советских воинов и был посвящен спектакль «Разведчики». Музыка Георгия Каликина стала важным и неотъемлемым компонентом постановки. Автору этих строк довелось исполнять роль матроса Веселова — своеобразного флотского Тёркина — вживую петь и исполнять на баяне, гармошке, гитаре и балалайке песни и частушки, поднимая боевой дух товарищей-разведчиков в редкие минуты затишья между опасными вылазками в тыл врага. Среди музыкальных фрагментов надолго остались в памяти полные драматизма и экспрессии вступление, героические песни гражданско-патриотического звучания «За Мурманск»,  «Баллада о торпедных катерах», «На бывшей линии огня», и задушевная, с оттенком лёгкой грусти — «Вольная чайка», исполняемые в землянке и между сценами во время перестановок декораций.

Необходимо отметить, как не просто складывалась творческая судьба композитора. Родился Георгий Александрович 12-го февраля 1935 года в прикаспийской столице Азербайджана  г. Баку. Тяга к музыке проявилась у Жоры в раннем детстве, одарённый ребёнок был принят в музыкальную школу-десятилетку при Азербайджанской государственной консерватории имени  Узеира Гаджибекова. Педагоги обратили внимание на талантливого мальчика и предложили ему заниматься в классе композиции. Казалось бы, жизненный путь был определён.

Но наряду с музыкой в мальчишке приморского города бурлило не менее сильное увлечение – романтика дальних странствий, мечта об океанских походах. Романтический настрой со временем всё-таки взял верх. И после окончания музыкальной школы-десятилетки Георгий Каликин поступил в Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова. Завершив обучение бывший курсант — новоиспечённый офицер получил соответствующее предписание и в августе 1957-го года прибыл на Краснознамённый Северный флот.

Поначалу всё шло, как у всех молодых лейтенантов: служба в отдалённых гарнизонах, нескончаемая боевая учёба, дальние морские походы. Четверть века было посвящено этому суровому ратному делу. За время службы на флоте морской офицер совершил семь боевых походов по Северному морскому пути из Североморска во Владивосток в составе кораблей Северного флота, участвовал в пяти навигациях вокруг островов Новой Земли, а также в других экспедициях особого назначения…

Кстати, в 1962-1966 г.г. старший лейтенант Каликин служил «старшим инструктором по матросской художественной самодеятельности» Дома офицеров флота г. Полярный.

Музыка не давала покоя творческому началу моряка-музыканта. Даже в дальних морских экспедициях не расставался Георгий с нотной тетрадью. Мелодии просились на строку. Свои первые песни Георгий Каликин написал о том, что ему было наиболее близко: сочинял песни о моряках и для моряков. Одна за другой стали появляться песни о море, о береге, о разлуке с любимой, о Севере и о суровом Заполярном крае. Сами собой начались тесная дружба и творческое сотрудничество с местными поэтами Владимиром Смирновым, Виктором Тимофеевым, Владимиром Семёновым, Викданом Синицыным и др.

Особенно плодотворным стал союз с поэтом-североморцем Владимиром Матвеевым — первым председателем флотского литературного объединения «Полярное сияние». Крепкая дружба связала их на долгие годы. Около ста песен – таков результат творческого содружества двух моряков, двух художников, чьи взгляды и эстетические идеалы во многом совпадали.

Контрапункт «Музыка — Флот» в биографии композитора и офицера Георгия Каликина тем временем развивался. На практике он умудрялся органично сочетать воинскую службу, исключающую фантазию как таковую, с творчеством — главным врагом которого считается железная логика и муштра.

В 1962 году политическое управление Краснознаменного Северного флота выпустило сборник песен «О Северном флоте поём». В него вошли две песни Г. Каликина – «На страже полк Сафоновский» и «У могилы героев». Эти песни отличали глубоко патриотическая тематика, простая, выразительная мелодия, красочная гармония. Очевидно, эта публикация придала уверенности молодому моряку — начинающему композитору. Многие последующие песни офицера пришли к слушателям со страниц флотской газеты «На страже Заполярья».

После выпуска первого сборника композитор продолжал много и упорно трудиться. В 1974 году он стал членом Союза композиторов СССР – первым и до сих пор единственным членом Союза композиторов на Кольском полуострове. В этом факте – признание недюжинного таланта и больших творческих возможностей Георгия Александровича.

В эти же годы началось сотрудничество композитора со многими выдающимися людьми, оказавшими влияние на его личностное и творческое становление.  Один из старейших мастеров советской песни Дмитрий Покрасс был первым, кому начинающий композитор отважился показать свои произведения. Прослушав песни Каликина, Дмитрий Яковлевич отметил несомненную талантливость, теплоту и задушевность песен офицера-североморца.

В становлении Каликина-композитора решающую роль сыграла всенародно обожаемая Александра Пахмутова.

Встреча в 1975 году с мэтром советской песни стала судьбоносной для начинающего композитора. Беседуя с Александрой Николаевной, молодой моряк

понял  и отчётливо осознал, что необходимо не просто учиться, а всесторонне фундаментально продолжать музыкальное образование.

Именно с благословения Александры Пахмутовой решился Георгий Александрович получить второе высшее образование. Получив «добро» от командования офицер Каликин поступил на заочное отделение в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных на теоретико-композиторский факультет, композицией занимался у профессора Ю. Н. Шакова. Годы учебы ещё раз убедили Г. Каликина в том, что музыка – это не простое увлечение молодости, а призвание. Хотя совмещать морскую службу с учёбой в творческом вузе молодому офицеру было достаточно сложно. Но лёгких путей Георгий Александрович никогда не искал.

Пять лет пролетели незаметно. В качестве темы для дипломной работы композитор выбрал песенное творчество своей главной наставницы А. Н. Пахмутовой. Дипломная работа Каликина так и называлась: «Некоторые особенности песен Александры Пахмутовой». В свою очередь Александра Николаевна стала рецензентом дебютного авторского сборника песен Г. Каликина, дав им высокую художественную оценку. В своем отзыве о музыкальных композициях молодого североморца она, в частности, отметила: «Песни Георгия Каликина написаны профессионально, с хорошим вкусом и знанием жанра».

Непосредственное знакомство с совершенными образцами песенного искусства, проникновение в творческую лабораторию такого большого мастера советской песни, как Пахмутова, дали молодому музыканту немало ценных творческих навыков. Это, прежде всего, требовательное отношение к поэтическому тексту, строгий, рациональный отбор выразительных средств, первостепенное внимание к мелодической стороне песни. Каликин, как композитор, вырос на лучших образцах песенного творчества Дунаевского, Соловьева-Седого, Богословского, Блантера, – на советской классике.

Первый авторский сборник песен Георгия Каликина вышел в Мурманском книжном издательстве в 1971 году, под общим названием «Берег вдали». Всего в него вошли двенадцать песен на стихи известных поэтов-североморцев: Владимира Матвеева, Аркадия Мееровича, Леонида Крейна. Не случайно Георгий Каликин чаще всего обращался именно к стихам заполярных поэтов. Они были ему близки не столько по региону проживания, сколько по духу. В песнях поэтов Севера он находил  то, что прочувствовал и пережил сам. Все эти песни отмечены яркими индивидуальными чертами. Большинство композиций, вполне естественно, посвящены морякам, рассказывают об их нелёгкой службе. Среди них – «В отсеке», «Полярный путь» и, конечно же, заглавная песня «Берег вдали». Нашли свое место в сборнике и лирические мелодии. Ярко и жизнеутверждающе звучат темы, сочинённые в жанре марша. Они исполнены бодрости и оптимизма. Это «Мурманские причалы», «Моряк в Берлине» и другие.

Георгий Александрович особенно умел продуманно выбирать стихи для своих песен. В Мурманском отделении Союза писателей при обилии поэтических имён  сделать это было совсем непросто. Для того чтобы определить достойный выбор, нужно обладать определённой культурой поэтического восприятия, хорошим эстетическим вкусом, развитым чувством гармонии. Все эти качества были присущи творческой натуре композитора.

Жанровый диапазон творческих исканий мастера всегда был широк и разнообразен. Кроме песен и театральной музыки, в его авторском портфеле сохранилось немало интересных инструментальных сочинений. Это фантазия для духового оркестра «Я люблю тебя, море», «Дивертисмент» для флейты, кларнета и фортепиано, «Романтическое трио», пьеса для скрипки и фортепиано «Наедине», «Посодобль», «Музыка для флейты, кларнета и фортепиано», сюита для баяна и ансамбля народных инструментов.

Однако живой интерес к поэтическому тексту и особое внимание к мелодическому рисунку заставляют всё-таки говорить о Каликине, как о композиторе-песеннике. Песня, бесспорно, являлась ведущим жанром в творчестве Георгия Александровича.

В песенном искусстве много секретов, постичь их дано не каждому. Но композитору-североморцу Георгию Каликину это удалось. Именно песенный жанр стал для композитора той областью музыкального творчества, где активно разрабатывались самые разнообразные темы, где его творческий дар раскрылся наиболее полно и многогранно. Георгий Александрович создал разнообразные по характеру музыкальные композиции, наполненные и пафосом, и шуточными напевами, и героико-патриотическими мотивами, и песнями-балладами.

В лирических композициях мастера раскрываются тонкие грани художественной образности. Это и чувство преклонения перед скромной красотой родной, нежной и хрупкой северной природы, слияние с ней («Край морошковый», стихи В. Матвеева), и дерзкая радость покорителя звёздных вершин («Живём полётами», стихи В. Матвеева), и суровая сдержанность мужского чувства («В отсеке» стихи А. Мееровича и Л. Крейна). Песня композитора «Край морошковый» дала жизнь музыкально-поэтической рубрике в литературно-драматических программах Мурманской студии телевидения.

Именно лирическая песня оказалась наиболее близкой индивидуальности и характерным чертам творческого стиля композитора. В ней наиболее полно выразилось мироощущение  автора, отчётливо проявились разноплановые грани творческого поиска. Главное в песне – яркое мелодическое начало, вызывающее потребность пропеть её вместе с автором. Каликин обладал неподражаемым даром тонкого мелодиста. В наибольшей мере это чувствуется в его лирических темах. Им в творчестве композитора всегда отводилось главное место. Взять, к примеру, лучшие образцы песенного творчества Каликина. По-настоящему хороши «Российские березки». В её широкой, непрерывно льющейся мелодии – истинно русская величавость, какая-то особая сила, торжественная приподнятость. Сердечной теплотой согрета музыка песни «Реченьки-речушки». Мелодия песни глубоко западает в душу каждого слушателя, вызывая в нём истинно патриотические чувства.

А какими светлыми, добрыми звуками наполнена каждая музыкальная фраза песни «На Мурмане август»! Как естественно и свободно развивается её мелодия, каким чистым родником льются прекрасные, задушевные стихи Марка Рейтмана, наполняя сердце каждого любовью и нежностью к неброской красоте нашего сурового северного края.

Специфичной особенностью песенного творчества Каликина является  неподдельная искренность в выражении чувств, яркая экспрессия мелодии, особая доверительная интонация музыкальной фразы, его лирического музыкального языка. Стоит внимательней вслушаться в живое звучание песен Георгия Александровича, как обнаруживаешь поистине тончайшую работу композиторской мысли:              неожиданный гармонический оборот, усложненный диссонирующим звуком аккорд, тонкий, выразительный подголосок, красивый, полнозвучный проигрыш между куплетами.

Привлекая естественностью мелодического движения, пользуясь казалось бы обиходным языком, нигде Каликин не грешит банальностью и затёртостью интонаций.

В большом музыкально-песенном пласте творчества Каликина отдельный мощный слой составляет гражданская лирика. Музыкальное звучание этой трудной для воплощения темы отличает гармонический сплав мужественности и сердечности, строгой простоты в отборе средств и искренности. А эти качества никогда не оставляли равнодушными истинных поклонников песни.

Каликин активно работал и в жанре песен гражданско-патриотического звучания, оставаясь неизменно верным теме моря, Родины, мужества. Широко известны его «Баллада о венском камне» (стихи Т. Сумманена), «Солнце грядущего» (стихи В. Матвеева), «Горсть земли» (стихи М. Айтхожиной), «Чтоб мирно дети сны смотрели» (стихи В. Синицына), «Давно прошла война» (стихи В. Смирнова).
Песни эти любимы и признаны. Его творчество хорошо знакомо не только северянам, песни его поют многие.  Такие «визитки» композитора как «Край морошковый» и «Песня о Североморске» давно известны далеко за пределами Полярного круга. Ещё при жизни композитора они уже звучали в Москве и Ленинграде, Севастополе и Минске. Их исполняли такие прославленные коллективы, как ленинградский концертный оркестр под управлением А. Бадхена, образцово-показательный духовой оркестр Министерства обороны СССР, вокальный квартет «Улыбка» и многочисленные участники коллективов художественной самодеятельности.

Немало у композитора песен о студёном Баренцевом море, о легендарном Краснознамённом Северном флоте. В исполнении Ансамблей песни и пляски всех флотов России звучат эти песни не только на Балтике, Дальнем Востоке, Чёрном и Баренцевом морях, они прославляют нашу Кольскую землю и в дальних океанских походах за рубежами Отчизны.

Завершив службу на флоте, как человек творчески активный,  Георгий Александрович вёл большую концертную и просветительскую деятельность, руководил творческой секцией «Композиторы Заполярья», работал музыкальным консультантом во флотской газете «На страже Заполярья», был преподавателем Мурманского музыкального училища, на эстрадном отделении вёл курс инструментоведения, читал лекции по «Истории стилей эстрадной и джазовой музыки».

Немало гастролировал композитор с концертными программами по области. Часто встречался не только с моряками и воинами Северного флота и Ленинградского военного округа, выступал в учебных заведениях и заводских цехах, трудовых коллективах и студенческих аудиториях, на радио и телевидении, поддерживал тесный творческий контакт со многими самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями. Его связывала многолетняя творческая дружба с Ансамблем песни и пляски Северного флота, солистами областной филармонии, творческими коллективами музыкальных школ, Домов и Дворцов культуры, сельских клубов. Выступал он с концертами на кораблях, в войсковых частях, у пограничников и авиаторов, катерников и подводников. Неоднократно работал в составе жюри на областных и флотских смотрах-конкурсах коллективов художественной самодеятельности.

Человек творчески активный, он постоянно встречался со слушателями. Причём,  шёл к ним не только со своими произведениями. Занимаясь пропагандой музыкального искусства, затрагивал в ходе встреч самые разные музыкальные темы. Георгий Каликин щедро делился своим композиторским опытом с молодыми музыкантами.

Сегодня его уже нет с нами, но песни, такие как «Край морошковый», «На Мурмане август», «Песня о моём городе», «Мурманские причалы», «Берег вдали», «В отсеке», «Снова в полёт», «Песня в тишине» до сих пор с удовольствием исполняют флотский Ансамбль, ведущие солисты и творческие коллективы Кольского края.

Поэт-североморец, капитан I-го ранга, член Союза журналистов Марк Исаевич  Рейтман родился 10 сентября 1916 года в Астрахани. После окончания семилетки обучался в фабрично-заводском училище, получив рабочую специальность 5 лет работал токарем на одном из подмосковных заводов. В 1937 году, после 2-го курса рабочего факультета Московского педагогического института, по комсомольскому набору был направлен в Ленинградское Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, которое успешно закончил, и 31 октября 1941 года молодой лейтенант Рейтман прибыл на службу в Полярный, на Северный флот.

Всю войну провёл в Заполярье. Воевал штурманом, старшим помощником, командиром тральщика бригады траления. За успехи в службе был переведён на легендарный гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий». Участвовал в самых сложных боевых операциях по проводке караванов союзников в порты Мурманска и Архангельска.

Выписка из Центрального Архива министерства обороны РФ:

«НАГРАДНОЙ ЛИСТ на медаль «За боевые заслуги», утверждённый командующим 6-го февраля 1942 года, на командира БЧ-1-4 тральщика № 53 1-див.Бригады Траления БВФ ст. лейтенант РЕЙТМАН Марка Исаевича, кандидата в члены ВКП(б) с 1942 г., в РККА с 1939 г.

«За время Отечественной войны показал себя храбрым, исполнительным, волевым командиром БЧ-1-4. За время службы на ТЩ-53, при активном участии ст. лейтенанта РЕЙТМАН, отконвоировано 43 транспорта, 23 транспорта проведено за тралом, пройдено 14.000 миль, из них 1182 мили только с тралами. Отлично владея счислением и хорошо изучая район следования перед походом, ст. лейтенант РЕЙТМАН умело и уверенно вел свой корабль по намеченному…» — конец цитаты.

Судьба подарила М.И. Рейтману личное знакомство со многими прославленными героями-североморцами. В память о своих боевых друзьях, дальних походах, нелёгкой службе лётчиков и подводников, катерников и разведчиков, артиллеристов и всех без исключения флотских специалистов написал Марк Исаевич целую поэму, которую назвал очень просто «Наш Северный». Отрывки из этой поэмы звучали на сцене флотского драматического театра в упомянутом выше спектакле «Разведчики», областном радио.

После войны в 1946-м году опытный североморец повышал свою воинскую квалификацию в Ленинградских Высших специальных классах офицерского состава. По возвращении на флот был назначен сначала командиром эсминца «Карл Либкнехт», а затем и гвардейского легендарного эскадренного миноносца «Гремящий», начальником отделения устройства службы, заместителем начальника вооружения и судоремонта тыла Северного флота, начальником базы минно-противолодочного оружия. Прослужил на Северном Флоте более 30 лет.

Уволившись в запас в 1972 году, преподавал военное дело в школах Североморска, работал директором Дома творчества Союза журналистов в Московской области. Целиком отдаваясь творческой деятельности, стал автором многочисленных стихов, которые регулярно печатались в центральных и местных газетах и журналах, выпустил нескольких поэтических сборников, завершил начатую во время войны поэму «Наш Северный». В 1973 году в Мурманском книжном издательстве вышел его первый сборник стихов «Синий штурман». В 1981 году в сборнике «Океанские горизонты» (М., 1981) был опубликован цикл его стихов «Лазурный берег есть!». В 2000 году в серии «Творчество» отдельной книгой вышла его поэма-хроника «Мой Северный флот» (М., 2000).

Многие его стихи («Песня подводников», «Шумит седой океан», «Возвращение», «Вольная чайка», «Город мой северный», «Крапивушка», «Безымянные глубины», «Море — твоя судьба», «Снова в полёт», «Полярный день») положены на музыку известными советскими композиторами-песенниками Евгением Жарковским, Семёном Заславским, Борисом Терентьевым. Его песни звучали по Всесоюзному радио в исполнении самых популярных артистов того времени: Владимира Трошина («Возвращение»), Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева («Шумит седой океан»), солистов Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии Эдуарда Лабковского («На Мурмане август»), Валерия Шишковского («Безымянные глубины»), Валентина Будилина («Песня подводников»), Павла Андреенко  («Мостик корабельный»), солиста Ансамбля песни и пляски КСФ Якова Бикташова  («Полярный день», «Письмо из глубины», «Ходим по океанам»).

Любопытен и красноречив один из фактов биографии Марка Исаевича — поэта,  офицера и Гражданина. Вступая в командование базой минно-противолодочного оружия, принимая дела и обязанности, он обратил внимание, что на территории части есть немало озёр с большим перепадом высот между ними.  Капитан I ранга Рейтман заявил, что здесь будут работать фонтаны! Но тогда его заявления никто всерьёз не принял. А между тем, опытный боевой командир личным примером показал своим подчинённым, что слова не должны расходиться с делами, и сумел выкроить время, пригласить специалистов, составить вместе с ними проект и запустить настоящие фонтаны на территории части! Это было шоком для всего флота. Вот, что значит истинно творческая натура.

 В людях Марк Исаевич ценил, прежде всего, обязательность и пунктуальность. И при этом оставался романтиком и поэтом, горячо любящим свою Отчизну, бесконечно преданным военно-морскому флоту России.

Умер поэт-североморец Марк Исаевич Рейтман 26 сентября 2003 года.

19 января 1999 года не стало его друга и соратника композитора-североморца Георгия Александровича Каликина.

К сожалению, ушли из жизни многие актёры и режиссёры драматического театра КСФ. Спектакль «Разведчики» завершил свой репертуарный поход. Но стихи и песни остались. Сохранился и автограф Марка Рейтмана с машинописным экземпляром поэмы «Наш Северный», и его личными правками текста, который автор этих строк с особым чувством передаёт в дар Музею и учебным заведениям города Полярного (Александровск), где прошла боевая молодость североморца.

Выражаю уверенность, что творческое наследие не канет в лету, стихи и песни продолжат своё звучание в исполнении юных Полярнинцев — будущих моряков Северного флота!

С уважением,

Актёр драматического театра КСФ,

Солист Мурманской областной филармонии,
Режиссёр Мурманской студии телевидения

Андрей Бобров