Вербин О.Г. «Чертов мост» и Петров мост

Чертов мост

Фото из фондов музея

Проблема Чертова моста стояла в Полярном с 1933 г. При строительстве Главной военно-морской базы необходимо было соединить районы Старого и строящегося Нового Полярного (т.н. Озерного района).

Согласно «Схематическому генплану комплекса строительства Баз № 1 и № 2 и жилого городка «Полярное» от сентября 1935 г.»[1], проектировалась дорога, ведущая от ул. Советской вдоль озера Игнатьева (Бокового), т.е. частично повторяя сегодняшнюю дорогу. Затем она круто поворачивала на север, огибала Торфяную балку (так называется овраг, разделяющий две части города) и соединялась с дорогой у озера Ларина.

Но стало очевидно, что этот путь для пешеходов, которыми были тогда практически все полярнинцы, кроме высшего военного командования, будет очень длинным. Командующий Константин Иванович Душенов перечеркнул эту дорогу на генплане города и нарисовал мост через овраг. Однако К. Душенов не сумел добиться постройки моста. Строительство города и так шло со значительным перерасходом средств, и нагружать строительный бюджет еще и дорогостоящим мостом было невыполнимой задачей…

В результате не была построена ни обходная дорога, ни мост. На «Генеральном плане г. Полярное 1939 года»[2] мост через Торфяную балку обозначен как деревянный. То есть между 1935 и 1939 гг. вместо моста соорудили времянку, в надежде на лучшие времена. Нет ничего более постоянного, чем временное… Репрессии, финская война, Великая Отечественная… Мост получил в народе название Чертова. Может быть военные люди, почувствовав, каких усилий требует преодоление этого моста, особенно в зимний период, наименовали его по аналогии с тем знаменитым мостом, который был героически взят Суворовым в швейцарских Альпах? Есть в этом названии многое от нечистого… Какой же это мост? Насмешка и обманка от лукавого…

После войны проблема строительства полноценного моста, соединяющего различные районы города, опять встала в полный рост. Руководство Полярного понимало, что мост для горожан и развития города необходим. Но и в послевоенное время средств на его строительство не находилось. Председатель Полярнинского горисполкома Иван Николаевич Тимофеев (1945-1946 гг.) с горечью вспоминал: многие требования избирателей удалось выполнить, но «только один наказ, как говорят, «с бородой», еще ранее ждавший своей очереди, вызывал споры у Облисполкома и Военного Совета – строительство моста через «Чертов овраг», то есть замена существовавшего качающегося деревянного перехода, которым пользовались жители Старого Полярного. Как горисполком ни мыкался, а добиться решения этой проблемы не удавалось еще долгие годы».[3]

В 1947 г. Полярный перестал быть Главной базой Северного флота, а с 1956 г. перешел в подчинение Североморскому району. Постройка моста в городе перестала назойливо тревожить флотское и районное руководство, располагавшееся теперь на другой стороне Кольского залива.

О прелестях переходов по мосту старожилы вспоминают до сих пор. Вот, к примеру, выдержка из воспоминаний семьи В.Г. Щербинина, жившего в Полярном в 1957-1958 гг.: «Самое трудное место пути был Чертов мост, который был проложен между двумя сопками, довольно высокими. Лестница моста была деревянная и как правило всегда обледенелая, скользкая. Труднее было спускаться и уже легче подниматься. Не раз черта вспомнишь, пока его пройдешь».[4]

В 1960-1970-е гг. страна стала жить побогаче, город стал расти, как на дрожжах. Но руководителя, который взялся бы за разрешение проблемы Чертова моста все не находилось. Писались жалобы, снимались телерепортажи, приезжали комиссии, проводились заседания… А на мосту продолжали разбиваться люди.

BHM8yUzP3VI

Фото из фондов музея

В 1983 г. город вырвался из тяжких объятий Североморского райисполкома и стал городом областного подчинения. Городской исполком и городской Совет народных депутатов получили больше возможностей проявлять инициативу и решать накопившиеся проблемы. Этому способствовала и поначалу вдохновившая всех Перестройка. Председатель исполкома Игорь Петрович Мишин, наконец, нашел возможность приступить к реальному решению проблемы Чертова моста.

В октябре 1988 г. на заседании у председателя облисполкома было принято решение о строительстве моста. Деньги на него долями выделяли Северный флот и Мурманский облисполком (всего на объект требовалось выделить около 1 млн. 200 тыс. руб.). Как писал заместитель председателя горисполкома П.С. Любимников, планировалось построить железобетонный мост длиной 89 м. (с подходами  250 м.), шириной 11 м. (включая тротуары с двух сторон шириной 1,5 м.), и ввести его в эксплуатацию в 1990 г.[5]

Но Перестройка, начавшаяся с общенародного воодушевления, принесла финансовую нестабильность. Проект реализовать не удалось. В 1990 г. Ю. Савин, журналист «Полярной правды», отметил «Чертов мост» как объект, в одном из которых воплотилась вся необустроенность Полярного: «Количество сломанных на мосту ног и рук  давно превысило число его столбов и перекладин. Город растет, нагрузка на мост все увеличивается…»[6]

Было принято решение отказаться от проектов по строительству дорогостоящего автомобильного моста и построить пешеходный переход. Для этого нужно было насыпать в овраге дамбу, под которой будут проходить трубы для вод ручья Чайковского. Но работы в 1990 г. были остановлены – на дне оврага, кроме ручья, находились различные коммуникации. Строительство затягивалось, ему мешало то одно, то другое…

Наконец, в 1995 г. Полярный получил статус ЗАТО, что позволило увеличить городской бюджет в 4 раза. Строительство дамбы возобновилось в 1996 г. и 18 октября 2001 г. пешеходный переход был торжественно открыт.

6MXfXCCgqac

Фото из фондов музея

Проект удалось реализовать благодаря инициативе и настойчивости, профессионализму и любви к своему городу всей команды администрации ЗАТО г. Полярный. В решении болезненной проблемы невозможно переоценить вклад Петра Семеновича Любимникова, который был главным архитектором, заместителем председателя исполкома, а с 1991 г. – главой администрации Полярного. Для того чтобы стереть с карты города бранное наименование и воздать должное человеку, сумевшему избавить Полярный от Чертова моста, настоятель храма Св. Николая Игорь Бебин перед церемонией освещения пешеходного перехода предложил общественности назвать переход Петромостом.

Прошли годы, пешеходный переход стал ежедневной реальностью. Полярнинцы, проходящие по нему, начинают забывать о том, что в течение 65 лет путь, соединяющий Новый Полярный со Старым, был делом рискованным, для многих непреодолимым, настоящим испытанием ловкости, выносливости и удачливости.

В октябре 2017 г. исполнилось бы 70 лет Петру Любимникову. В память о нем и в благодарность за создание перехода почетный гражданин г. Полярного Константин Добровольский внес в Совет депутатов ЗАТО Александровск предложение о наименовании перехода Петровым мостом. 21 сентября 2017 г. это решение было принято единогласно. У входа на переход Около перехода 29 сентября был открыт памятный знак.

Теперь можно надеяться, что доброе дело, выполненное П.С. Любимниковым, не будет забыто.

 

главный хранитель музея г. Полярного

Вербин О.Г. / октябрь 2017

 

 

[1] РГАВМФ Ф. Р-970, Оп. 2. Д. 29, Л. 94.

[2] РГАВМФ Ф. Р-2165. Оп. 2. Д. 136. Л.1-2.

[3] Тимофеев И.Н. Следы жизни (На правах рукописи).

[4] Щербинин В.Г. Воспоминания. (На правах рукописи).

[5] Любимников П.С. Вместо «Чертова моста» // Североморская правда №№ 81-82 (2734) от 8.07.1989 г.

[6] Савин Ю. Полярный. Что изменилось за два года? // Полярная правда № 60 (18749) от 14 марта 1990 г.