«РАДОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ»

11 октября в городском музее начала работу уникальная выставка гравюр «РАДОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ».
В экспозиции представлено 18 произведений западноевропейских мастеров XVI -XIX веков из собрания московского коллекционера Владимира Беликова. Гравюры, созданные в Нидерландах, Германии, Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании объединяют темы детства, семьи, игры.
«Почему художник рисует детей? Что чувствует мастер, изображая материнскую любовь, детские забавы, проказы и наивное лукавство малыша? Наверное, в каждом человеке (а в творческой натуре, особенно) живет неистребимая тяга к «свету памяти» о детстве, к возвращению давних чувств, похожих на воспоминания.
Рисуя ребенка, художник погружается в себя маленького, окунается в мир, увиденный теми детскими глазами, солнечный мир любви, ежеминутных открытий и откровений, мир чистый и искренний, ещё не тронутый обманом, жестокостью и разочарованием.
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни», — писал Л.Н.Толстой.
Живописцы и графики на протяжении многих веков пытались и пытаются в своем творчестве вернуться в тот далекий мир тайных и сокровенных чувств, проникнуться очищающей радостью и печалью бытия.
Художественное осознание детской темы, окрашиваясь индивидуальностью мастера, несло в себе стилевые тенденции историко-культурной среды, мотивацию конкретного произведения, образный строй, а порой, и идеологический подтекст той эпохи, в которой жил и творил художник.
Христианское искусство связано с темой младенца Иисуса, мадонной, ангелами-хранителями (согласно древним традициям у каждого ребенка был свой ангел). При этом Иисус – образ маленького святого, часто «уменьшенного» взрослого.
В эпоху Возрождения ребенок уже индивидуальность, в нем заложены все качества будущей личности. Малыши, сначала в образе «путти» и амуров, персонажей мифологических и аллегорических сцен, а затем как земные создания стали непременными участниками изображаемых событий, окрашивая их определенным настроением и мироощущением. Такой подход в дальнейшем обусловил появление детского реалистического портрета, и в последующие века, вплоть до настоящего времени, детская иконография (персональная и групповая) стала у художников одним из любимейших жанров.
Нидерландские мастера XVI-XVII веков (особенно, «малые голландцы») ввели ребенка в повседневный мир дома, семьи: обычные, ничем не примечательные, бесхитростные сценки из жизни детей среди взрослых (сельские мотивы, городские развлечения, дружба и ссоры, игры с животными), светлое и добродушное изображение детских радостей и невзгод.
Галантно-сентиментальный XVIII век с его интимностью, пикантно-любовными сюжетами вносит в отношение к детям романтические элементы иронии и жеманства.
Последующие столетия («железный» XIX век и век двадцатый с его войнами и национальными катаклизмами) сделали детскую тему более рациональной, приземленной, дополнив традиционные сюжеты сценами, в которых дети становятся невольными свидетелями и участниками жестоких игр взрослых, разделяя их заботы и страдания.
Это вступление – только некоторый штрих-пунктир, легкое прикосновение к теме выставки.
Но у предложенной экспозиции есть и другая цель – показать (пусть фрагментарно) красоту гравюры и её неисчерпаемые возможности. Представленные на выставке работы показывают, с каким мастерством художники прошлых веков лаконичным языком эстампа (часто, монохроматического), в различных техниках офорта, резца, меццо-тинто и литографии решают свои творческие задачи. А «детская» тема всегда вдохновляла мастеров резца и штихеля.
Давайте же на этой небольшой выставке вместе с художниками вернемся каждый в свое детство, когда мама была самая красивая, деревья были большими, светило яркое оранжевое солнце и мир был огромным, прекрасным и ласковым».

В.Беликов

Вас также может заинтересовать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *