«Щ-423»: ЛЕДЯНОЙ ПУТЬ СУБМАРИНЫ

5 августа 1940 года начался исторический ледовый поход: подлодка «Щ-423» вышла в море, чтобы покорить Северный морской путь. 

Интерес России к Арктике начал активно набирать обороты в 30-е годы. Для изучения и освоения Северного морского пути было организовано несколько масштабных экспедиций: Ивана Папанина, Отто Шмидта, других полярников и военных моряков. В 1936 году надводные корабли — эсминцы «Новик», «Сталин» и «Войков» — совершили переход по Северному морскому пути из Полярного во Владивосток. Тогда же появилась идея провести подобным маршрутом подводную лодку. Соответствующее постановление было принято Комитетом обороны 20 мая 1940 года, стартовала экспедиция в августе. Для похода была выбрана дизельная субмарина Северного флота «Щ-423». Перед выходом в море подлодку тщательно готовили к длительному и опасному плаванию: корпус усилили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули, сделали съемными кормовые. В состав экипажа вошли лучшие моряки. Учитывая сложность предстоящего плавания и слабую изученность некоторых районов маршрута, на время экспедиции экипаж «Щ-423» возглавил опытный подводник капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин. 5 августа 1940 года ледовый поход стартовал: в 13:15 «Щ-423» вышла из базы в Полярном и взяла курс на восток. В Баренцевом море подводников ждали первые испытания — шторм и густой туман требовали от экипажа максимум внимания и усилий в обслуживании и управлении кораблем. Прогнозы ледовой разведки были не радужными: в юго-западной части Карского моря подводников ждал сплошной лед. Субмарина двинулась через пролив Маточкин Шар. Там к экспедиции присоединились ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», загруженные топливом, продовольствием и другим необходимым для плавания грузом. Карское море проходили в сложной ледовой обстановке и плотном тумане с минимальной скоростью. Подлодка боролась обледенениями, а одно из сопровождающих судов — транспорт «Александр Серов» — лишилось лопасти винта. Поломку обнаружили во время осмотра на острове Диксон. После ремонтных работ экспедиция двинулась дальше на восток. Ледовый поход, или «Экспедиция особого назначения — 10», стал настоящим испытанием для всех участников, в особенности для экипажа «Щ-423». Из-за низкой температуры воздуха и забортной воды влажность в отсеках подлодки зашкаливала. Отпотевание внутри ее корпуса было настолько сильным, что походило на мелкий дождь, под которым подводники работали круглые сутки. Для отопления и просушки отсеков лодки с ледокола по шлангу подавался пар. А транспорт «Александр Серов» потерял еще две лопасти гребного винта. В бухте Тикси его место в конвое занял теплоход «Волга». За Медвежьими островами моряков ждало новое испытание — многолетние непроходимые льды. На этом участке караван проводил ледокол «Адмирал Лазарев». Так миновали пролив Лонга, Чукотское море, достигли Берингова пролива. Здесь к экспедиции присоединились подлодки Тихоокеанского флота «Л-7», «Л-82» и «Л-17». 

В пути субмарины застал девятибалльный шторм, однако и это испытание моряки и техника мужественно выдержали. 9 сентября 40-гоэкспедиция благополучно добралась до бухты Провидения — Северный морской путь был покорен. Сама экспедиция завершилась 17 октября 1940 года. Пройдя более 7000 миль, из которых около 700 — подо льдом, оставив за кормой восемь морей и два океана, подлодка бросила якорь в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Исторический ледовый поход длился 73 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности