Бригада торпедных катеров Северного флота была образована 1 марта 1944 года, однако создание их подразделения планировалось еще в тридцатые годы.
Согласно плану строительства основных баз Северного флота, базу торпедных катеров планировалось расположить в губе Сайда, но она так и осталась на бумаге.
Первыми торпедными катерами на Севере стали катера проекта «Г-5», (глиссирующий), переведенные сюда с Балтики в июле 1936 года. Данный проект имел довольно низкую мореходность, поэтому применение его в акватории открытого Баренцева моря было практически невозможно. В марте 1940 года все катера были отправлены на ремонт в Кронштадт и на Север уже не вернулись.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Северный флот, единственный из всех флотов страны, не имел в своем составе тактического соединения торпедных катеров (в составе Балтийского флота было две бригады и отдельный дивизион, на Черноморском флоте – две бригады, на Тихоокеанском – также две бригады торпедных катеров). Неправильный выбор типа торпедных катеров не позволил флоту подготовить соединение легких ударных сил к началу войны.
В июне 1941 года с Балтики на Север было переведено пять торпедных катеров типа «Д-3». Дальний торпедный катер водоизмещением 32 тонны с деревянным корпусом, отсюда их обозначение – Д. Экипаж состоял из 8-10 человек, а устройство палубы позволяло передвигаться по ней во время похода и перевозить десантную группу, что по конструктивным особенностям было невозможно на катерах предшествующего типа.
Отдельный отряд, состоявший из 5 катеров и плавбазы «Маяк», дислоцировался в Кувшинской Салме. С конца августа 1941 года торпедные катера поочередно находились в маневренной базе Пумманки. Выбор этот не был случайным – одной из задач соединения была борьба с конвоями противника, и именно база в губе Малая Волоковая была удобна для быстрого выхода в атаку на немецкие корабли и транспорты.
Многие бывалые моряки сомневались, смогут ли эти небольшие корабли действовать в неспокойном Баренцевом море. Среди сомневающихся был и сам командующий флотом.
Адмирал Головко размышлял в начале войны в своем дневнике:
«Торпедные катера в Баренцевом море… Да еще в таких условиях. В зимний шторм, полярной ночью, при плохой видимости и обмерзании, которые снижают ход и соответственно маневренность торпедных катеров. До войны это показалось бы невероятным большинству моряков. Многие, некоторое время и я, считали, что непогоды почти всегда неспокойного Баренцева моря исключают возможность боевого использования торпедных катеров. А затем жизнь опровергла все сомнения. Боевая практика доказала возможность, целесообразность, эффективность использования кораблей этого класса на театре. Для противника же их появление в бою оказалась полной неожиданностью еще осенью 1941 года».
Первый результативный бой два катера (ТКА-11 и ТКА-12) провели в ночь на 11 сентября 1941 года.
Катера вышли на перехват немецкого конвоя и смогли потопить конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера. Спустя три недели, торпедный катер ТКА-12 смог добиться более ощутимого результата, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный немецкий транспорт, на борту которого следовало более двух тысяч немецких солдат и офицеров. За эту атаку командир катера Александр Шабалин был представлен к ордену Ленина.
С 1943 года в СССР по ленд-лизу стали поставляться катера типа «Хиггинс», и в этом же году, 15 декабря, был образован отдельный дивизион торпедных катеров.
В 1944 году в состав Северного флота вошли катера типа «Воспер».
К 1944 году дивизион торпедных катеров насчитывал пятьдесят три единицы. Наши отечественные катера нравились морякам больше иностранных. Они были меньше по тоннажу, а значит – маневреннее. После установки импортных моторов скорость хода развивали даже большую, чем на союзнических катерах. В том же году, 1 марта, была образована бригада торпедных катеров СФ.
Основной базой была выбрана губа Долгая Западная. Она имела узкий малоприметный выход в Баренцево море. Населенный пункт получил название Гранитный. Несмотря на трудности военного времени, здесь в сравнительно короткие сроки были построены плавучие причалы, эллинг для подъема катеров на время ремонта корпуса, столовая, лазарет, пекарня, ремонтные мастерские и более тридцати землянок для моряков.
Командиром бригады был назначен кап 1 ранга Кузьмин Александр Васильевич.
Бригада состояла из трех дивизионов, которыми командовали: Федоров Василий Панфилович, Коршунович Сергей Георгиевич и Алексеев Виктор Николаевич.
В октябре 1944 года торпедные катера обеспечивали высадку десанта в порту Лиинахамари. За активное участие в освобождении Печенги в дни Петсамо-Киркенесской операции Бригаде торпедных катеров было присвоено почетное наименование «Печенгская».
Десять катерников были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза»: Сергей Коршунович, Владимир Алексеев, Анатолий Кисов, Георгий Паламарчук, Борис Павлов, Иван Желваков, Василий Быков, Василий Лозовский, Георгий Курбатов, а один из них – Александр Шабалин – дважды. Шабалин не имел специального высшего военного образования, он закончил Каспийское Высшее Военно-Морское училище только в 1951 году – в кителе, на котором были не только погоны капитан — лейтенанта, но и множество правительственных наград, включая и две золотых звезды Героя.
В фондах музея бережно хранятся фотографии, личные вещи и документы катерников-североморцев.
Наряду с бывалыми моряками, на Северном флоте служили юнги. Александр Ковалев, пожалуй, самый известный юнга на Севере, о самоотверженности которого мы помним и сегодня. За три неполных месяца службы на торпедном катере Саша Ковалев участвовал в четырнадцати боевых походах.
Служба на торпедных катерах была сложной и напряженной: это и бытовые условия, в которых приходилось находиться катерникам, это и особенности данных кораблей… Вот как вспоминает о службе на торпедных катерах писатель Леонид Соболев:
«Эта стремительно несущаяся по воде скорлупка, футляр для торпед, приспособлена для короткого плавания, для быстрого удара. Вся она открыта, люди в ней – с ног до головы в воде от брызг и волны. Оглушительно гудят моторы,скорость требует страшного напряжения внимания. Глаза болят от солёных брызг, тело стынет в промокшей одежде, коченеет на ветру. Согреться хотя бы глотком горячей пищи невозможно, как невозможно смениться на боевом посту – все на катере несут службу бессменно. Когда же в море гуляет даже небольшая волна, плавание на катере превращается в езду на машине, которую сумасшедший шофёр гонит по железнодорожным шпалам со скоростью восемьдесят километров…»
В годы Великой Отечественной войны моряки торпедных катеров Северного флота выполняли самые разнообразные задания, наносили гитлеровцам большой урон, умножая замечательные боевые традиции Военно-Морского Флота.
На Параде Победы, 24 июня 1945 года, Северный флот представляли моряки прославленного соединения торпедных катеров!