
День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации ежегодно отмечается 25 января. Это профессиональный праздник военнослужащих, деятельность которых напрямую связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ и контролем исправной работы навигационных приборов.
Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы Российского флота, но официальное празднование установлено 25 января.
По Указу Петра I в Москве было открыто первое в России светское государственное учебное учреждение – Школа математических и навигацких наук. Первоначально учебное заведение находилось в ведении Оружейной палаты (руководил Ф.А. Головин), подчиненной Пушкарскому приказу. Поэтому первоначально называлась школой Пушкарского приказа. Она размещалась в «Сретинской по Земляному городу» башне. После смерти Петра I башня стала называться «Сухаревой» по фамилии командира стрелецкого полка Лаврентия Сухарева.

Кораблевождение – область прикладных знаний, которая объединяет сведения о безопасном управлении судами (судовождение), опираясь на теорию морской навигации, астрономии, метеорологии. По сей день науку кораблевождения изучает каждый будущий военный моряк вне зависимости от основной специальности.



Штурман – специальность, связанная с прокладкой курса морских и воздушных судов, исчислением перемещения и контролем над исправной работой навигационных приборов. Штурман отвечает за штурманское имущество (флаги, сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса, морские карты, лоции и т.д.).

Штурманская боевая часть является основным звеном штурманской службы корабля, специально предназначенным для решения всех навигационных задач кораблевождения, связанных с расчетом траектории движения и с обеспечением навигационной безопасности плавания. Навигационная прокладка осуществляется на корабле непрерывно. Штурманская рубка на современном корабле – это десятки навигационных приборов, в том числе спутниковых, которые не дадут потеряться в бескрайних океанских просторах, а система электронных карт сама прокладывает нужные маршруты и сохраняет их в цифровой памяти. И все же штурмана всегда можно найти на своем рабочем месте, склонившимся над картой с линейкой, циркулем и простым карандашом в руке.



Конец 1990-х — начало 2000-х гг.





Мореплавателям, как и любым путешественникам, во время путешествий необходимо знать местоположение. Карты были известны с древних времен, используя карты и лоции можно было запланировать любое путешествие. Лоция помогала определить маршруты между портовыми городами, содержала сведения о якорных стоянках и опасных рифах, но для плавания вдали от берегов этого было недостаточно. Во время плавания нужно было достаточно точно знать собственное местоположение на карте. Благодаря применению системы координат уже в XII веке появились особые карты-лоции, которые назывались портуланы. Еще в древней Греции на карты стали наносить систему координат, по которой любая точка земной поверхности имела уникальные широту и долготу.





С выделением подводных лодок в отдельный класс боевых кораблей руководство Военно-морского флота быстро осознало необходимость подготовки специализированных штурманских кадров для службы на подводных лодках. Подводная навигация до сих пор считается наиболее сложной: субмарине очень важно учитывать рельеф дна, в отличие от надводного корабля, для которого глубина достаточна во многих местах Мирового океана.



Одним из элементов навигационного оборудования атомной подводной лодки является кренометр судовой – прибор, отвечающий за точное определение крена и дифферента подводной лодки. Особую важность кренометр приобретает при маневрировании АПЛ на малых глубинах, когда даже незначительные отклонения от горизонтального положения могут привести к столкновению с грунтом. Таким образом, кренометр является незаменимым навигационным инструментом на борту атомных подводных лодок. Его данные позволяют экипажу эффективно управлять лодкой, обеспечивая ее маневренность, скрытность и безопасность в самых сложных условиях подводного плавания.

Протрактор – это судовой навигационный прибор, предназначенный для графического нанесения на карту местоположения судна, определенного по двум горизонтальным углам, замеренным между тремя береговыми ориентирами. Протрактор представляет сложный транспортир, через 0° которого проходит центральная жестко зафиксированная линейка, от которой можно в обе стороны отложить углы от 0° до 18° градусов.
В настоящее время подготовку штурманов осуществляет Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (г. Санкт-Петербург) и Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова (г. Владивосток).