«Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщины нет любви,
без матери нет человека»
М. Горький
В литературе и искусстве есть великие, вечные темы. Одной из них является тема материнства, которая волновала литераторов и художников всех времён. Литература и искусство разными средствами выразительности создают образ матери, чтобы мы могли понять, что «красива по-своему каждая мама». Красота женщины – это красота материнства!
Мода, подобно зеркалу, в любой стране отражает дух времени и состояние народа. И Советский Союз не стал исключением. Хотя часто говорят, что в СССР моды не было вообще, однозначно можно сказать, что красиво одеваться, ухаживать за собой женщины хотели всегда вне зависимости от эпохи.
ХХ век – время стремительного развития моды. Если раньше на протяжении почти целого века модными были практически одни и те же фасоны, то в прошлом веке в каждом десятилетии появлялось абсолютно новое направление моды.
Как же одевались наши мамы и бабушки и какими аксессуарами пользовались, чем руководствовались, какие журналы читали советские женщины?
На выставке представлены элементы одежды, аксессуары, печатные издания, которые позволяют зрителю окунуться в удивительный мир женской красоты и элегантности ХХ столетия.
Необычайной популярностью, особенно на фоне других печатных изданий, пользовался у миллионов советских женщин журнал «Работница». Имелись непостоянные блоки «Кулинария» и цветные рисунки образцов современной модной одежды для женщин и детей. Многие номера имели бесплатные приложения – выкройки.
В 1985 году журнал «Работница» начал серию публикаций, рассчитанную на 3 года: «Домашняя Академия по домоводству и рукоделию». Домашние хозяйки пользовались рецептами приготовления различных блюд, публикуемых в журнале, передавали их «по наследству». Рукодельницы пользовались вырезками для шитья и аппликациями для вязания и вышивки. «Работница» в какой-то мере помогала решать возникающие бытовые проблемы.
Тончайшие, невесомые платочки были очень популярны в 1960-70-е годы. Взяв их в руки, сложно ощутить наличие чего-либо, кроме нежности. «Газовыми» эти платочки-невидимки называются совсем не потому, что их ткань напоминает газ!
Город Газ – в нем в середине XVI века была впервые изготовлена ткань со специфическим плетением, создающим пространство между нитями. И даже другой вариант объяснения происхождения слова – от французского «gaze», являющегося заимствованием из арабского языка и обозначающего шелк-сырец – тоже не позволяет связать платочек с газом.
Очевидно, что газовые платочки сделаны не из натурального шелка, а из синтетического волокна, бывшего чрезвычайно модным в период «оттепели» и в начале 1970-х. Шестидесятые – это время бурного расцвета химической промышленности, а все, что является новым, вызывает интерес и порождает покупательский спрос. Капроновые блузки, сумки из синтетической соломки и нейлоновые косынки (те самые, газовые) – об этих дарах науки мечтала, наверно, каждая советская женщина.
Последние веяния моды до СССР доходили с опозданием. Модная индустрия развивалась не так бурно, как в Западной Европе, но все же двигалась вперед.
Мода 70-х в Советском Союзе, пожалуй, была самой революционной по сравнению с модой других десятилетий. В изданиях для женщин, например таких, как «Работница», «Крестьянка» и белорусская «Селянка», помимо статей о здоровье и хозяйстве, появились вкладыши с выкройками и рекомендациями по тканям.
В начале 70-х в моде были платья с простыми линиями и А-образными силуэтами. Многие вещи в те годы шили из синтетических тканей (кримплена, дакрона и прочее), придающих изделиям жесткий силуэт. Синтетические платья и блузки с крупными яркими узорами присутствовали в гардеробе почти каждой советской женщины.
Эта разновидность одежды предназначалась для женщин и могла быть как самостоятельным предметом гардероба, так и частью костюма. Жакеты, пожалуй, больше остальных групп отличались разнообразием фасонов и отделки: однобортные, двубортные, с длинными, укороченными или короткими рукавами, с воротником или без него, на пуговицах, молнии, пряжках, резинках и т.д.
Трудно представить советскую женщину, у которой не было бы в гардеробе комбинации и подъюбника – предмета нижнего белья, который по-настоящему ценился в послевоенные годы. Комбинации различались по цвету, от нежно-розового до глубокого черного, и материалу, будь то шелк или ситец. Выбор зависел от фасона и оттенка верхней одежды, но они всегда служили важной деталью гардероба.
Главная причина их популярности – отсутствие современных удобств. В теплую погоду, когда не было кондиционеров, одежда буквально прилипала к телу. Чтобы избежать неприятных моментов, женщины повседневно надевали комбинации или подъюбники. Эти предметы также помогали защитить платья от загрязнений, так как стирать приходилось не так часто. В коммунальных квартирах тех лет не было автоматических стиральных машин, и стирали чаще всего вручную, так что комбинация продлевала срок службы верхней одежды, особенно шерстяной, которая требовала тщательного ухода.
Благодаря комбинации и подъюбнику носить плотную синтетику или шерсть становилось легче: эта одежда сильно электризовалась и иногда была колючей. Комбинация или подьюбник спасала от неприятных ощущений и позволяла реже стирать верхнее платье, ведь частая стирка могла легко превратить праздничную вещь в одежду для домашних дел. Такой дополнительный слой между телом и платьем помогал сохранить чистоту и продлить жизнь любимым, часто заграничным, нарядам.
Неизвестно точно, благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начали проникать и в нашу страну. В 1961-м году советские женщины впервые “познакомились” со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров. Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались эскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать остроконечные шпильки.
Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.
Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.
Неотъемлемыми атрибутами каждой модницы являлись аксессуары: сумки различных форм и размеров, а также наручные часы.
Еще с 1930-х годов советская промышленность взяла на вооружение дермантин, один из видов искусственной кожи, который очень подошел для изготовления сумок. Они были прочными и недорогими. Сумочки с замком, как у кошелька, носили на руке, они были очень вместительными. Советские ридикюли носили не только на выход, но и в будни с элегантными платьями. Такие сумки были самых разных размеров, а вот цвета были обычно черные или коричневые.
1970-1980-е гг.
Кожа, металл, стекло. Начало XXI в.
Успешно решать огромное число хозяйственно-бытовых задач помогали советы старшего поколения, а также книги по домоводству, которые в советское время были на вес золота. Их передавали от матери к дочери, дарили на свадьбу.
Назначение книги – помочь молодым и малоопытным хозяйкам в их повседневной домашней работе, дать им ряд полезных советов по уходу за квартирой, мебелью, одеждой, как ухаживать за детьми и воспитывать их, как поддерживать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. В ней также даны рекомендации по приготовлению пищи, сервировке стола, заготовкам продуктов и борьбе с вредителями.
Книга «Домоводство». Издание второе. Составители-редакторы А.А. Демезер, М.Л. Дзюба. Москва.
В книге «Домоводство» представлен собирательный образ советской женщины, жены и мамы. Мама – главное слово в жизни человека. Материнство – это большое счастье и огромная ответственность. Образ матери всегда был центром внимания и почитания, ведь именно мама является хранительницей семейного очага, традиций и культурных ценностей.