Виртуальная выставка из фондов ГИКМ «Искусство кораблевождения», посвященная Дню штурмана Военно-морского флота

День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации ежегодно отмечается 25 января. Это профессиональный праздник военнослужащих, деятельность которых напрямую связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ и контролем исправной работы навигационных приборов.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота.  В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы Российского флота, но официальное празднование установлено 25 января. 

По Указу Петра I в Москве было открыто первое в России светское государственное учебное учреждение – Школа математических и навигацких наук. Первоначально учебное заведение находилось в ведении Оружейной палаты (руководил Ф.А. Головин), подчиненной Пушкарскому приказу. Поэтому первоначально называлась школой Пушкарского приказа. Она размещалась в «Сретинской по Земляному городу» башне. После смерти Петра I башня стала называться «Сухаревой» по фамилии командира стрелецкого полка Лаврентия Сухарева.

Книга «Записки штурмана». Автор А.П. Штепенко. Москва: Государственное издательство географической литературы, 1953 г.

Кораблевождение – область прикладных знаний, которая объединяет сведения о безопасном управлении судами (судовождение), опираясь на теорию морской навигации, астрономии, метеорологии. По сей день науку кораблевождения изучает каждый будущий военный моряк вне зависимости от основной специальности.

Книга «Справочник штурмана по математике», выпуск 1. Издательство Гидрографического Управления ВМС, 1948 г.

 Штурман – специальность, связанная с прокладкой курса морских и воздушных судов, исчислением перемещения и контролем над исправной работой навигационных приборов. Штурман отвечает за штурманское имущество (флаги, сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса, морские карты, лоции и т.д.). 

Звездный глобус, закрепленный металлической дугой к деревянному коробу. Металл, дерево. 1980-е гг.

Штурманская боевая часть является основным звеном штурманской службы корабля, специально предназначенным для решения всех навигационных задач кораблевождения, связанных с расчетом траектории движения и с обеспечением навигационной безопасности плавания. Навигационная прокладка осуществляется на корабле непрерывно. Штурманская рубка на современном корабле – это десятки навигационных приборов, в том числе спутниковых, которые не дадут потеряться в бескрайних океанских просторах, а система электронных карт сама прокладывает нужные маршруты и сохраняет их в цифровой памяти. И все же штурмана всегда можно найти на своем рабочем месте, склонившимся над картой с линейкой, циркулем и простым карандашом в руке.

Мореплавателям, как и любым путешественникам, во время путешествий необходимо знать местоположение. Карты были известны с древних времен, используя карты и лоции можно было запланировать любое путешествие. Лоция помогала определить маршруты между портовыми городами, содержала сведения о якорных стоянках и опасных рифах, но для плавания вдали от берегов этого было недостаточно. Во время плавания нужно было достаточно точно знать собственное местоположение на карте. Благодаря применению системы координат уже в XII веке появились особые карты-лоции, которые назывались портуланы. Еще в древней Греции на карты стали наносить систему координат, по которой любая точка земной поверхности имела уникальные широту и долготу. 

Географический атлас (часть 1,34 карты). Составил профессор М.И. Симещенский М., Советская энциклопедия, 1929 г.
Книга «Атлас океанов. Северный ледовитый океан». Издательство Министерства обороны СССР ВМФ, 1980 г.

С выделением подводных лодок в отдельный класс боевых кораблей руководство Военно-морского флота быстро осознало необходимость подготовки специализированных штурманских кадров для службы на подводных лодках. Подводная навигация до сих пор считается наиболее сложной: субмарине очень важно учитывать рельеф дна, в отличие от надводного корабля, для которого глубина достаточна во многих местах Мирового океана.

Штурманский электрик ПЛ С-22, матрос Дубовой. 1941-1945 гг.

Одним из элементов навигационного оборудования атомной подводной лодки является кренометр судовой – прибор, отвечающий за точное определение крена и дифферента подводной лодки. Особую важность кренометр приобретает при маневрировании АПЛ на малых глубинах, когда даже незначительные отклонения от горизонтального положения могут привести к столкновению с грунтом. Таким образом, кренометр является незаменимым навигационным инструментом на борту атомных подводных лодок. Его данные позволяют экипажу эффективно управлять лодкой, обеспечивая ее маневренность, скрытность и безопасность в самых сложных условиях подводного плавания.

Протрактор ПРМ в футляре, производство СССР. Заводской № 5444. 1975 г.

Протрактор – это судовой навигационный прибор, предназначенный для графического нанесения на карту местоположения судна, определенного по двум горизонтальным углам, замеренным между тремя береговыми ориентирами. Протрактор представляет сложный транспортир, через 0° которого проходит центральная жестко зафиксированная линейка, от которой можно в обе стороны отложить углы от 0° до 18° градусов.

В настоящее время подготовку штурманов осуществляет Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (г. Санкт-Петербург) и Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова (г. Владивосток). 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности